Общественного транспорта
Справочная информация
Читать дальше
ДенегДай.Ру - бесплатный информер валют, курсы валют для Вашего сайта
GISMETEO: Погода по г.Тимашевск

Случайное фото

Фестиваль СМИ

Фестиваль СМИ

Фестиваль СМИ

Фестиваль СМИ

Фестиваль СМИ



Публикации

05.05.2012 г. 15:00

Путь от героя до изменника и обратно...

Справедливо, что в преддверии праздника Победы вспоминают ветеранов, их подвиги. Но бывало, что вместо почестей фронтовик получал упреки и обвинения. Так обошлись и с нашим земляком Николаем Лошаковым. А ведь он на самом деле совершил подвиг — бежал из плена и угнал фашистский самолет. Давайте еще раз вспомним о нем, славном летчике и храбром солдате. Может, хоть так удастся вымолить прощение перед его памятью…
 
Николай Лошаков, 1959 год. Фото из архива музея семьи Степановых
 
Вот и не верь в приметы
 
Родился Николай в селе Малинино Тимашевского района 17 декабря 1923 года. Учился в первой школе города Тимашевска. С детства мечтал стать летчиком. В первый год войны Николай учился в школе пилотов, откуда был сразу же направлен на Ленинградский фронт. Коле тогда едва исполнилось восемнадцать.
 
...Наступил тот самый черный день, 27 мая 1943 года. Воздушные бои на подступах к Ленинграду продолжались. Николаю предстоял 121-й по счету боевой вылет. Но самолет Николая вдруг сломался — потек бензобак. «Знак свыше», «плохая примета», «не стоит лететь», — сказали бы сейчас. Только на войне такие отговорки не принимаются. Николай полетел на чужой машине. В небе отказал мотор и у этого самолета.
 
В музее семьи Степановых хранится копия протокола допроса Николая Лошакова 17 августа 1943 года, она прислана из архива ФСБ России.
Вопрос: — Уточните обстоятельства вашего ранения и плена.
 
Ответ: — В районе выполнения задания машина стала отставать и терять высоту — падали обороты, давление, температура росла. Видя, что отстаю, я запросил по радио: «Месяц 10, месяц 10, я – месяц 46», условно: «капитан Баранов, говорит Лошаков», «Что мне делать? Мотор сдает». Ответа не было, хотя рация работала исправно.
 
Не получив ответа, я повернул обратно, на базу…Но увидел, что снизу ко мне в хвост заходит быстроходный «фокке-вульф-190». Уйти не представлялось возможным, и я начал вести бой на виражах. И тут мне навстречу вынеслись четыре «фокке-вульфа». Я почувствовал резкий толчок сзади. Оглянувшись, увидел выше и правее себя один из тех «фокке-вульфов». Я почувствовал, что ранен в левую руку и ногу. Самолет падал вниз, и я потерял сознание. Очнулся я в воздухе от сотрясения. Увидел, что парашют раскрыт и ветер несет меня в тыл противника. Я увидел также, что с моей левой руки и ноги сильно течет кровь. И больше я ничего не помню, потому что снова потерял сознание.
 
Очнулся я на столе. С меня стягивали одежду и шарили по карманам люди, одетые в немецкую форму. Так я попал в плен.
 
Побег из плена
 
В фашистском лагере было 6 тысяч пленных, они строили дорогу вокруг немецкого аэродрома. Николай глядел на немецкие самолеты и мечтал о побеге. Первая попытка окончилась неудачей. Теперь действовать нужно было мудро и осторожно. Один из пленных, его звали Иван Денисюк, работал заправщиком немецких самолетов. Они с Николаем сдружились. Стали строить план побега.
 
Парни узнали, что пленных могут перебросить в глубь немецкого тыла. Бежать решили вечером, 11 августа 1943 года.
 
Удалось из прачечной стащить немецкую форму. Переодевались в кустах, дрожа от страха. Когда шли к самолету, подкашивались ноги, ожидали окрика, пули в спину. Но все было тихо. Коля изо всех сил старался не хромать на раненую ногу, чтоб не выдать себя…
 
Парни юркнули в машину. Николай завел мотор, самолет вздрогнул и побежал по летному полю. Форсированный режим, взлет!Им вслед гремели выстрелы, была погоня, но ребятам удалось быстро скрыться.
 
Они пролетели 400 километров над лесом. Затем внизу показалось поле. Посадили самолет, вышли из него. Это была Новгородская область. Деревенские подростки пасли лошадей. И вот, представьте, какую картину они увидели: из самолета вышли двое пилотов в немецкой форме, обнялись и начали плясать — один на двух ногах, другой... на одной.
 
Николай Лошаков пробыл в фашистском плену 76 дней. Угнал немецкий самолет. Но вместо того чтобы высоко отметить верность присяге, Колю сослали в лагерь на три года. А Ивана приговорили к 20 годам лагерей за то, что сотрудничал с немцами, работал заправщиком...
 
 
Все-таки реабилитировали
 
После тюрьмы летать Лошакову больше не разрешили. Он стал называться изменником Родины. Николай женился, нашлась женщина, которая поверила ему и полюбила. Они уехали в далекую Воркуту, где Николай устроился работать шахтером. Раньше летал высоко в небе, а теперь оказался глубоко под землей, стал почетным шахтером, награжден знаками «Шахтерская слава» II и III степени. 16 раз Лошаков писал просьбы о помиловании, хотел, чтобы сняли с него клеймо изменника Родины. И только в 1958 году его реабилитировали. Друга Ивана Денисюка реабилитировали в 1962-м.
 
Николай Кузьмич Лошаков проработал в Воркуте до 1983 года, затем переехал в Краснодар, начал строить дом, но не успел. Умер почти сразу после своего 60-летия, 14 февраля 1984 года, похоронен в Краснодаре.

За годы войны из немецкого плена бежали семь советских летчиков, и только одному из них, Михаилу Девятаеву, было присвоено звание Героя Советского Союза. Девятаев был седьмым, а Николай Лошаков первым и самым молодым из героической семерки.
Вера Селуянова.

Ваш комментарий

10 мая 11:28
Модератор
Ув. Basil. Ваши комментарии, не относящиеся к теме статьи, не будут допускаться публикации. Свои претензии о работе сайта, модератора, журналистов и т.п. вы можете высказать лично редактору "ЗТ".Найти координаты такому умному и смышленному человеку, думаю, не составит труда.
06 мая 19:18
Basil
<...> Отредактировано модератором.